Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников

«РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. ТРУДНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НЕДОСТАТКАМИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ»
(Рекомендации родителям будущих первоклассников)
 
Ерий Галина Тимофеевна
учитель-логопед, I категория
МОУ «Днестровская СШ №2»
 
        Каждый родитель с нетерпением ждет долгожданного и ответственного момента, когда любимый малыш пойдет в первый класс. Поступление в школу чрезвычайно важный момент в жизни ребенка. С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни. Дошкольник становится школьником.
       Но все ли сделано для того, чтобы ваш ребенок был готов к школьному обучению? Готовность к школьному обучению предполагает, прежде всего, мотивацию к обучению, т.е. у ребенка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!
        В настоящее время большинство младших школьников имеют различные речевые нарушения. В последнее время в школе отмечается увеличение числа детей, имеющих расстройства разной этиологии, характера и степени выраженности.  
Ежегодный мониторинг состояния устной речи у первоклассников нашей школы с 2000 г., проходящий в первом месяце учебного года, фиксирует рост речевых патологий.
        Сюда относятся нарушения звукопроизношения, общее недоразвитие речи, трудности чтения и письма, заикание. Все перечисленные ошибки впоследствии отражаются в письменной речи и носят характер стойких и специфических.
Кроме того, у детей с речевыми нарушениями, как правило, страдают такие психические функции как мышление, внимание, память, восприятие. Характерно, что ребенок не может преодолеть названные нарушения самостоятельно, без коррекционно-развивающего обучения. На оказание такой помощи и направлена работа школьного учителя-логопеда, половина первоклассников нуждаются в логопедической помощи. И как вы понимаете, что один логопед в нашей школе не справится с таким количеством детей. Наверное, каждого, из здесь сидящих родителей, немного ужаснула такая ситуация.
И первый вопрос - что делать!?  
Единственный ответ - совместно решать речевые проблемы.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.
В период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребенок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении.
В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется и  уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА
       1. Ребёнок должен правильно произносить все звуки речи, слова сложной слоговой структуры.
       2. Полная сформированность фонематических процессов.
       3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
       4. Умение пользоваться разными способами словообразования.
       5. Сформированность грамматического строя речи.
 
       1)К моменту поступления в школу ребенок должен правильно произносить все звуки речи родного языка и не путать их между собой в речевом потоке
Для автоматизации и дифференциации звуков разучивайте с ребенком стихи, загадки, скороговорки, чистоговорки. Следите за плавностью и темпом речи ребенка.
       2)Для успешного обучения у ребенка должен быть развит фонематический слух и сформировано фонематическое восприятие
        -способность слышать есть данный звук в слове или нет;
        -способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы,расположенные в разной последовательности  (кот, ток, рамка, марка);
        -способность различать близко звучащие, но разные по значению слова      (бочка –дочка – почка – печка – свечка );
        -умение определять линейную последовательность звуков в слове;
        -умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу,  середине   или   концу;
        -осознание или подсчет количества звуков в слове.
        Для определения уровня развития фонематического слуха можете предложить детям следующие игровые задания
Попросите ребенка   найти среди предложенных картинок те, в названии которых есть заданный звук.
Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда он услышит заданный звук.
Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на определенный звук.
Попросите ребенка послушать слова, и назвать  звук, который «спрятался» в середине слова.
        Чтобы определить степень  сформированности фонематического восприятия ребенка  предложите ему следующие задания
        -Предложите ребенку «поселить» звук в свой домик (показать на схеме место заданного звука).
        -Хлопнуть в ладоши, если услышишь в слове заданный звук в начале слова ( в середине, конце).
        -Попросите ребенка назвать последний звук в слове, предпоследний, первый, второй.
        -Посчитать количество звуков в слове, определить в каком слове больше звуков.
        -Хлопнуть в ладоши, нарисовать кружочки, положить палочки по количеству звуков в слове.
        3)Чтобы определить состояние грамматического строя речи, поиграйте с ребенком в следующие  игры  ( можно использовать мяч)
«один – много»  (стол – столы, лиса – лисы, яблоко – яблоки);
«большой – маленький» ( стул – стульчик, чашка – чашечка);
попросите ребенка  посчитать предметы: 1 стол,2 стола, 3 стола,4 стола, 5 столов;
«чего не стало» ( кукла – нет куклы, машина – нет машины);
«игра в прятки» (употребление предлогов). Котик прячется за шкафом, котик вышел из-за шкафа и т. д.
«Чей хвост? Чья нора?» у лисы – хвост лисий, у белки – беличий, у мышки норка – мышиная, у барсука – барсучья  и т.п.
       4)Состояние слоговой структуры слова
Шестилетний ребенок должен уметь  безошибочно произносить слова сложной слоговой структуры типа: «велосипедист, регулировщик, водопровод», и использовать их в речи:  «Экскурсовод провёл интересную экскурсию».
       5)Словарный запас      
Проверьте, знает ли ребенок времена года, их признаки, месяцы, дни недели; качества предметов, родственные связи; правильно ли употребляет приставочные глаголы;  
       -есть ли в его словаре существительные, обозначающие: профессии (дирижер, балерина, комбайнер и т.д.); названий спортсменов по видам спорта (бегун, пловчиха, боксер);
       -проверьте наличие в словаре детей сложных существительных: (соковыжималка, ледоход и т.д.); прилагательных:  (тонконогий, длиннохвостый, остромордая);  притяжательных  прилагательные (лисий, обезьяний и т.п.).
        6) Состояние связной речи
Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего  первоклассника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.
        Развитие мелкой моторики.
Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга.
        Зрительно-пространственное представление.
Попросите ребенка показать: правый глаз, левую руку, левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д.
Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет  в комнате, следуя инструкциям: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево, иди 3 шага вперед».
         Если Ваш ребёнок самостоятельно  справляется со всеми предложенными заданиями, это значит, что у него хорошие предпосылки для успешного овладения чтением и письмом.
Если же у ребёнок испытывал затруднения, не мог понять или справиться с заданием самостоятельно, не отчаивайтесь!
Проанализируйте причины, обратитесь к специалистам, позанимайтесь с  ним перед поступлением в школу!
 
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ НА ЛЕТО.
Продолжайте вместе с детьми
        -читать художественные произведения, сказки, детские журналы;
        -пересказывайте короткие сказки, рассказы;
        -сочиняйте свои сказки, рассказы, опираясь на личный опыт ребенка;
        -в вечернее время беседуйте с ребенком об увиденном и прожитом за день.
        Не забывайте о существовании  карандашей, пластилина, красок, ножниц
Помните, что рисование, лепка, аппликация развивают мелкую моторику рук.
А воздействие на мелкие мышцы рук влияет на развитие речи (исследования ученых!)
         Выполнение всех этих рекомендаций – большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, залог будущего успешного обучения в школе.
         Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе.
         Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нем родителей. Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.
          Взрослым не следует критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку.
К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребенка, поэтому важно общаться с ребенком на правильном  русском языке.
 
           Дорогие родители! 
Обучение грамоте, чтению и вообще начало школьного жизни – самый ответственный период в жизни вашего малыша.
И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки.
Я призываю вас проявлять истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима в общении с вашим учеником.
Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он каждый день чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя.
Пусть он думает, проявляет инициативу, творчество: старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью! Вы тоже были маленькими, и тоже ничего не умели.
Помогите ему развиться и реализоваться. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится.
            Если вы хотите, чтобы ваш ребенок  добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить.
            Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.
  

Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!